Он состоит из 2 блоков вопросов и поможет быстро сориентироваться, насколько ваша компания готова использовать цифровые инструменты не просто для галочки, а для роста бизнеса
Чтобы провести оценку, нужно расставить от 1 до 10 баллов на каждый пункт.
Инструкцию вы найдёте ниже, а сейчас ознакомьтесь с вопросами
I. Как оценить цифровую зрелость компании в целом
- Вооружитесь целевыми показателями компании и проверьте логику
цифровых инструментов: какие показатели они способны вам дать для
оценки движения к цели?
Примеры целей компании: обеспечить рост выручки на 15%, занять долю
рынка на 10% и т.п. - Используются ли ИТ-инструменты для принятия управленческих
решений?
Например: прогнозная аналитика, план/факт анализ. - Обучены ли сотрудники работать в цифровых системах и делают ли они
это на практике? Насколько качественно проведена интеграция систем
(полнота, частота и качество обмена данных).
Проверяется опросом на местах, параллельно с наблюдением:
- Как именно работает пользователь в системе?
- Для чего использует Excel?
- Как поступают и передаются данные в цифровых системах?
(Внимательно слушая о правильном применении КИС (корпоративных
информационных систем), на деле можно наблюдать ручной ввод
данных из Excel в систему - это всегда момент истины, открывающий
важные детали цифровизации) - Как осуществляется управление изменениями при внедрении
программного обеспечения?
Включает ли сбор и согласование бизнес-требований, обучение и
поддержку сотрудников. - Как организован процесс управления мастер-данными?
Проверьте формализацию этого бизнес-процесса:
Оцените организацию процесса на наличие всех стадий цикла PDCA:
Plan-Do-Check-Act план-действие-проверка-корректировка.
Кто является его владельцем? ответственным исполнителем? Кому и
какие права выданы пользователям?
Ознакомьтесь со справочниками и инструментами ввода и
поддержания качества данных в них.
II. Как оценить зрелость бизнес процессов
Выберите 3-5 ключевых процессов в каждой функции (продажи, закупки, производство, логистика, склад и т.п.) и оцените каждый:
- Процесс формализован и задокументирован? Наличие схемы, регламентов, инструкции, понятной участникам
- Операционная деятельность (ключевые процессы, формирующие прибыль) соответствует описанному бизнес-процессу? Нет ли расхождений между документами и реальностью?
- Есть ли назначенные роли (например, по RACI ? Известны ли они и приняты участниками? (сопоставьте результаты интервью, должностные инструкции и фактическую реализацию “в поляхˮ с документацией бизнес-процесса)
- Какие цифровые инструменты (CRM, ERP, TOS, WMS и т.п.) используются в бизнес-процесс? (сверьте документацию бизнес-процесса с реальностью “в поляхˮ).
Возникает ли у исполнителей необходимость использования Excel, стикеров и чатов в тг (что с заказом? когда отгрузка? сколько осталось? и т.п.
Инструкция: как считать баллы
Оцените пункты каждого блока по шкале от 1 до 10, где:
- 1-3 отсутствует / не используется
- 4-6 формально есть / частично работает
- 7-8 используется регулярно / в отдельных подразделениях
- 9-10 встроено в ежедневную практику
Вычислите средний балл и сравните с таблицей:
Что делать дальше?
Если низкая цифровая зрелость
Шаг 1. Построить «с нуля» / применить одну из типовых бизнес архитектур (бизнес-процессы, IT-ландшафт, дерево целей, оргструктуру).
Шаг 2. Распределить роли (матрица RACI).
Шаг 3. Внедрить их и дать «прижиться» - время на адаптацию процессов и сотрудников в новых ролях.
Шаг 4. После интегрировать IT-инструменты в пилотном режиме: настроить, обучить, отказ от Excel желательно приурочить к пилотному запуску.
Если средняя цифровая зрелость
Шаг 1. Проанализировать и скорректировать «слабые места» : выявить узкие места в процессах, интеграции, обмене данных, потере управленческих сигналов.
Шаг 2. Скорректировать роли в бизнес-процессах и при необходимости доработать бизнес-процессы или распределение ролей.
Шаг 3. Дальше переходить к доработке IT-решения.
Если высокая цифровая зрелость
Шаг 1. Проверить взаимосвязь методики расчета KPI с бизнес процессами.
Шаг 2. Оценить настройку обмена данных: все ли данные, нужного качества и с нужной частотой передаются в IT-контуре компании.
Шаг 3. Собрать бизнес-требования ФТТ к цифровой трансформации компании.
Совет: вовлекайте в процесс весь коллектив — добавьте в систему мотивации поощрение инициатив по повышение цифровой зрелости.
Шаг 4. Оптимизировать процессы и подготовиться к полной автоматизации.
Зачем это всё нужно?
Определение уровня цифровой зрелости компании помогает не просто «сделать аудит», а перейти от хаотичных операций к структурированным процессам, где IT-инструменты становятся основой для роста и
оптимизации, а не «костылем», и бизнес перестает быть зависимым от «гуру» - носителей уникальной информации о компании, манипулирующими своей уникальностью.

Ольга Восторгова
эксперт в области стратегического консалтинга, операционной эффективности, цифровой трансформации и бизнес образования. В партнерстве с командой Итерра-ИТ, разработчика корпоративной информационной платформы Модули ERP.

Ольга Восторгова
эксперт в области стратегического консалтинга, операционной эффективности, цифровой трансформации и бизнес образования. В партнерстве с командой Итерра-ИТ, разработчика корпоративной информационной платформы Модули ERP.